Как и где можно получить усиленную квалифицированную электронную подпись КЭП

Как и где можно получить усиленную квалифицированную электронную подпись КЭП

Все больше услуг, в том числе и государственных, можно получить онлайн, однако, для этого нужна электронная подпись (ЭЦП). Во многих случаях требуется особая усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). Что это такое, как и где ее получить рассмотрим в данной статье.

 
 
 

 

Что это такое

Электронная подпись может быть нескольких видов, которые различаются в зависимости от метода защиты информации и области применения.

Например, усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) содержит все основные данные о своем владельце и обладает практически одинаковой с обычной подписью юридической силой. Так, если одна из сторон не выполнила условия сотрудничества, то с документами, подписанным КЭП, можно смело идти в суд.

Видео — что такое электронная подпись КЭП:

Она имеет следующий набор функций и свойств:

  • Невозможно подделать такую подпись. Если документ подписан КЭП, то его невозможно подделать или изменить.
  • Подтверждение авторства. Мошенники не смогут отправить документ от вашего имени: для этого им потребуется специальный ключ. Более того, если документ был подписан вами, то получать может быть уверен на все 100%, что подписали его именно вы.
  • Подтверждение целостности документа. Подписанный ею документ (файл) невозможно изменить.
  • Обеспечение юридической силы. С некоторыми видами ЭЦП вы сможете сдавать отчеты в налоговую, продавать и покупать ценные бумаги и совершать другие операции онлайн, в которые требуется предоставление ваших данных и ваша подпись.

Чем регламентируется

На законодательном уровне использование электронной подписи регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ. Согласно этому законодательному акту, электронная подпись – это зашифрованная в электронном виде информация, которая присоединяется к дугой информации, которая также имеет электронную форму, а затем используется для нужд подписанта.

В Федеральном законе №63-ФЗ вы найдете информацию о ее видах, особенностях использования и т. д. —  ССЫЛКА.

Виды ЭЦП

Существует два вида электронной подписи: обычная и усиленная. Первая не имеет такой же юридической силы, как простая рукописная подпись. Вторая практически всегда признается юридически равной рукописному аналогу. В свою очередь, усиленная ЭЦП подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную электронную подпись (КЭП). Давайте остановимся на каждом из видов подробнее.

Простая

Она содержит самые простые механизмы защиты информации: например, логин и пароль или же СМС-код и логин. Такие механизмы позволяют установить личность человека и подтвердить действие, которое он совершает. Однако такой вид не всегда может быть защищен от подделки со стороны третьих лиц.

Усиленная

Как в квалифицированной, так и в неквалифицированной подписи присутствуют механизмы криптографии. Такие электронные подписи практически невозможно подделать.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) отличатся от неквалифицированной алгоритмами криптографии, используемым для ее работы программами, а также требованиями к удостоверяющим центрам, которые могут выдать подпись.

При использовании квалифицированной электронной подписи программное обеспечение должно в обязательном порядке пройти сертификацию в ФСБ, а также соответствовать некоторых другим стандартам. Более того, КЭП должны быть выпущены только Удостоверяющими центрами (УЦ), которые прошли определенную аккредитацию в Минкомсвязи России и внесены в соответствующий реестр.

Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) имеет более высокий юридический статус в силу того, что на нее накладываются дополнительные ограничения. Согласно российскому законодательству, КЭП – единственный вид электронной подписи, которая признается равной обычной подписи без проведения дополнительных действий по удостоверению личности подписанта.

В некоторых случаях, чтобы и неквалифицированная ЭЦП имела высокий юридический статус, между контрагентами заключается соглашение (например, отдельным пунктом договора) о порядке обмена документами между контрагентами через электронный документооборот (ЭДО).

Для чего нужна электронная подпись физическому лицу и организации

ЭЦП нужна как физическим, так и юридическим лицам. Сегодня во многих компаниях проводится политика перехода с бумажного документооборота на электронный и именно по этой причине был разработан электронный аналог обычной подписи.

В зависимости от вида ЭЦП выделяют несколько областей, в которых ее можно применять. Физические лица чаще всего используют электронную подпись для работы с порталом Госуслуг и в своём личном кабинете на официальном сайте Налоговой службы.

Для начала работы необходимо получить пароль, используя свое пенсионное свидетельство. Через Госуслуги можно проще и быстрее оформить большинство документов государственного образца, например, заграничный паспорт.

Давайте выделим несколько наиболее частых областей применения ЭЦП:

  1. Торги. Чаще всего торги в электронном виде проводятся по Федеральным законам №44-ФЗ и №233-ФЗ. Согласно российскому законодательству, государственные и муниципальные органы обязаны проводить тендеры, если у них возникла потребность в приобретении чего-либо за бюджетные средства. К поставщикам предъявляются особые требования, в том числе и к электронной подписи. Также в эту категорию входит участие в коммерческих торгах и торгах по банкротству.
  2. Госсистемы. Существует система, которая позволяет ведомствам общаться друг с другом посредством электронного документооборота. В этой сфере активно применяется КЭП.
  3. Электронный документооборот (ЭДО) между организациями и ИП. Очень удобная возможность практически мгновенного обмена документами, даже находясь в разных городах.
  4. Сдача отчетности. С помощью ЭЦП можно сдавать электронную отчетность в налоговую службу, ПФР, Росстат и проч. В большинстве случаев используется КЭП.

Порядок оформления

Какую бы подпись вы не заказали, вы всегда получаете не саму подпись, а инструмент для ее создания.

Так, если вы заказали простую подпись, то инструментом послужат логин и пароль, либо же вы сможете пройти процедуру подтверждения своих действий по мобильному телефону.

Если ЭЦП нужна для взаимодействия с порталом Госуслуг, то логин и пароль вы получите через компанию-оператора «Ростелеком». Для доступа к интернет-банкингу логин и пароль выдает само банковское учреждение.

Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП) необходимо обратиться в Удостоверяющий центр, аккредитованный в Минкомсвязи России.

Как и где получить усиленную квалифицированную электронную подпись

Процедура получения КЭП практически одинакова в любом из Удостоверяющих центров. Рассмотрим порядок получения такой электронной подписи на примере СКБ «Контур» — ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ УСЛОВИЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЭЦП.

СКБ «Контур» — это компания, у которой множество филиалов по всей России, поэтому с большой вероятностью можно предположить, что в вашем городе тоже будет такое представительство компании.

оформить КЭП

Все, что от вас потребуется, это пройти через 3 обязательных этапа:

  1. Оформить заявку. Это можно сделать как через интернет, посетив официальный сайт компании — ССЫЛКА, так и обратившись в один из ближайших к вам филиалов СКБ «Контур».
  2. После подачи заявки с вами свяжется представитель компании, который уточнит какую именно электронную подпись вы желаете получить (проконсультирует какая ЭЦП будет оптимальной для решения ваших задач) и какие документы для этого потребуются.
  3. Вы оплачиваете счет и в назначенное время получаете свой специальный сертификат ключа электронной подписи. Для получения КЭП можно обратиться как лично, так и через доверенное лицо.

Самым важным этапом является оформление документов для получения подписи и корректное указание своих данных.

Вы можете выбрать носитель, на который будет записан сертификат, а также заказать его ускоренное изготовление в случае необходимости.

Для получения ЭЦП физическое лицо в большинстве случаев должно предоставить свидетельство ИНН, копию паспорта и заполненное заявление. Для юридического лица список документов более весомый и включает в себя выписку из ЕГРЮЛ, данные о руководителе и данные о человеке, на чье имя она выпускается. Если ЭЦП получает не сам руководитель, а один из подчиненных, то для того чтобы забрать сертификат вам будет необходимо оформить доверенность.

Как можно получить коды статистики онлайн и распечатать уведомление с официального сайта Росстат.

Посмотрите образец возможного прощального письма коллегам при увольнении.

Об отсрочке применения онлайн-касс для ИП на ЕНВД и других предпринимателей https://delat-delo.ru/organizatsiya-biznesa/zakon-i-pravo/kkt/kto-poluchil-otsrochku-do-1-iyulya-2019.html до 1 июля 2019 года.

Видео — как физическому лицу бесплатно получить электронную подпись для личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС:

Поделиться:
20 комментариев
KaRL 30 января 2019

Бывает, что ошибочно вставляешь ещё один носитель с подобным, но отличающимся сертификатом и ничего не получается. Программиста надо в штате держать по совместительству, хотя бы.

Альберт С. 04 декабря 2018

Мы тоже понесли упущенную выгоду, так как забыли продлить срок действия сертификата на ЭЦП. Сами, конечно же, виноваты. Но, работа на некоторое время была парализована.

Татьяна 27 ноября 2018

Работаю в бюджетной организации. Регистрируемся ежегодно на площадке по 223 ФЗ для размещения заказов. Без электронной подписи ни как не обойтись. Но вот только каждый раз что-то меняется, требования к ЭЦП повышаются, как и их стоимость.

igor 24 ноября 2018

Постоянно размещаемся на площадке, для участия в тендерах. А как-то не продлили вовремя сертификат и пропустили четыре котировки.

Надежда 13 ноября 2018

Наш шеф орал как бешенный, когда проиграл выгодный аукцион на электронной площадке. Причиной послужила просроченная ЭЦП (электронная подпись).

Mokhov 18 сентября 2018

А у нас ещё веселее, программист уехал отдыхать в Турцию. Что-то слетело в настройках интернет-браузера и мы ждали когда он вернётся, думали что-то серьезное случилось. А подпись электронная из-за этого не работала.

Ася 17 сентября 2018

На нашем предприятии возникла перед Новым годом проблема, вся администрация ушла заранее на рождественские каникулы. Бухгалтер сделала годовую отчётность, но сдать её вовремя не получилось. Причина в том, что не смогла подписать электронной подписью, ЭЦП выдавала ошибку.

Палыч 05 сентября 2018

Рогозина Светлана, надо заметить, Вы очень рискуете, оставляя так флешку с электронной подписью. Продвинутая уборщица, наводя порядок в помещении, может её присвоить себе, а потом передать в руки кому угодно.

Рогозина Светлана 04 сентября 2018

У нас эта флешка с электронной подписью постоянно находится вставленной в порт компьютера у бухгалтеров. Как воткнули её год назад, так и не изымали.

Потапов 02 сентября 2018

А я думаю, что на нормальном предприятии руководитель должен издать распоряжение или приказ и закрепить электронную подпись за конкретным сотрудником, что тот нёс персональную ответственность.

Студёнова Ольга 30 августа 2018

Я такая растеряха. Хотела сделать себе электронную подпись. Но, как узнала, что нужно хранить ЭЦП на флэшке, задумалась - запросто её потеряю.

Нирвана 29 августа 2018

Я не совсем поняла. Работала до недавнего времени в небольшой фирме управляющей, где на моё имя главный бухгалтер сделал электронную подпись. Вместе ходили получать флешку. А потом, чтобы меня не отрывать от работы, оставили электронную подпись на постоянную в бухгалтерии. И мне никакие смс-ки не приходили на телефон, хотя через день ставили подпись.

Делать свое дело 30 апреля 2018

Мамина,

1. Стоимость КЭП зависит от функционала, который Вам нужен (для участия в торгах при гос.закупках, для работы на определённых электронных площадках, для ЕГАИС и т.д.).

2. "Стоят ли эти затраты обещанной пользы?" - это должен решать каждый самостоятельно. Допустим, Вы хотите принимать участие в электронных аукционах гос.закупок - в этом случае без КЭП не обойтись.

Мамина 30 апреля 2018

В какую сумму, в конечном этапе, обойдётся мне получение усиленной электронной подписи? Стоят ли эти затраты обещанной пользы?

Багира 22 апреля 2018

На днях знакомый напугал меня, сказав, что любой доморощенный хакер вскроет мою усиленную флешку за пять минут. Неужели он прав?

Делать свое дело 03 марта 2018

Аркадий,

всё зависит от Ваших действий и оперативности работы Удостоверяющего центра, в котором вы заказывали свой экземпляр КЭП.

В любом случае его сотрудники должны проверить Ваши документы, принять от Вас заявления на отзыв сертификата ключа подписи, компрометация которого произошла, и получение новой.

Реально это может занять время от 30 минут до нескольких дней.

Аркадий 03 марта 2018

Вчера я "благополучно" потерял флэшку с усиленной подписью. Завтра необходимо срочно подписать контракт. Сколько понадобится времени на восстановление?

Сергей Владимирович 11 февраля 2018

Во многих организациях ещё продолжают работать по старинке. Не верят в электронный век технологий и заставляют дублировать документацию бумажными копиями и синими подписями, сделанными авторучкой.

Геннадий 02 февраля 2018

Уволился с работы. Главный бухгалтер попросила подпись пока не аннулировать, так как не заверены ряд актов, и оставила флэшку у себя. Раньше я часто оставлял её в бухгалтерии. А теперь переживаю, не могут ли от моего имени что-то незаконное подписать?

Дмитрий 27 января 2018

Электронной подписью пользуюсь несколько лет. Но, об усиленной слышать не приходилось. Скажу честно, заинтересовался. Для моего бизнеса это особенной актуально.

Добавить комментарий