Особенности выбора организационной структуры управления предприятием
Достижение высоких результатов деятельности – это то, к чему стремятся все компании без исключения. Однако без четко налаженной организационной структуры предприятие рискует потерпеть фиаско.
В этой статье мы разберем что такое организационная структура управления предприятием и как ее правильно выбрать.
Особенности выбора оргструктуры предприятия
Организационная структура – это база для выполнения функций управления предприятием. Так, под ней понимают состав, подчиненность, взаимодействие и распределение работ между отдельными сотрудниками и целыми подразделениями.
Говоря простым языком, организационная структура предприятия – это совокупность подразделений, а также управленцев во главе с генеральным директором. Ее выбор зависит от множества факторов:
- возраст организации (чем моложе компания, тем проще ее оргструктура);
- организационно-правовая форма (АО, ООО, ИП, …);
- сфера деятельности;
- масштаб компании (количество сотрудников, отделов и проч.);
- технологии, задействованные в работе компании;
- связи внутри и за пределами фирмы.
Конечно, при рассмотрении организационной структуры управления необходимо принимать во внимание и такие особенности компании, как уровни взаимодействия. Например, то как взаимодействуют между собой отделы фирмы, сотрудники с сотрудниками и даже сама организация с внешней средой.
Типы организационных структур управления предприятием
Давайте познакомимся с типами организационных структур поближе. Существует несколько классификаций, и мы рассмотрим самую популярную и одновременно самую полную из них.
Линейная
Линейная структура – самая простая из всех существующих разновидностей структур управления предприятием. Во главе стоит директор, затем руководители отделов, затем – простые работники. Т.е. все в организации связаны вертикально. Обычно такие оргструктуры можно встретить в небольших организациях, в которых не выделяют так называемые функциональные подразделения.
Этот тип отличается простотой, а задания в организации, как правило, выполняются быстро и профессионально. Если по какой-то причине задача не выполнена, то руководитель всегда знает, что спросить о выполнении задачи нужно у начальника отдела, а начальник отдела, в свою очередь, знает у кого в отделе интересоваться о ходе выполнения работ.
Недостатком можно назвать повышенные требования к руководящему персоналу, а также нагрузку, которая ложится на их плечи. Такой тип управления применим только к малому бизнесу, иначе руководители не смогут работать эффективно.
Линейно-штабная
Если небольшая фирма, которая использовала линейную структуру управления развивается, то и ее оргструктура меняется и превращается в линейно-штабную. Вертикальные связи остаются на месте, однако, у руководителя появляется так называемый «штаб» — группа людей, выполняющая роль советников.
Штаб не имеет полномочий отдавать распоряжений исполнителям, однако, он оказывает сильное влияние на руководителя. На основании решений штаба формируются и управленческие решения.
Функциональная
Когда нагрузка на сотрудников повышается, а организация продолжает расти дальше, то оргструктура переходит из линейно-штабной в функциональную, что означает распределение работ не по отделам, а по выполняемым функциям. Если раньше все было просто, то теперь руководители могут смело именовать себя директорами по финансам, маркетингу и производству.
Именно при функциональной структуре можно видеть деление организации на отдельные части, у каждой из которых есть свои функции и задачи. Стабильная внешняя среда – это обязательный элемент поддержки развития компании, которая выбрала для себя функциональную структуру.
У таких компаний есть один серьёзный недостаток: функции руководящего персонала очень сильно размыты. Если в линейной организационной структуре все четко (иногда даже слишком), то при функциональной оргструктуре все немного размыто.
Например, при возникновении проблем с продажами, директор не имеет никакого понятия кого именно винить. Таким образом, функции руководящих лиц иногда пересекаются и при возникновении проблемы сложно установить по чьей вине она произошла.
Преимуществами является то, что компания можем быть многопрофильной и отлично с этим справляться. Более того, за счет функционального разделения фирма может иметь несколько целей.
Линейно-функциональная
Такая организационная структура применима только к большим организациям. Так, она сочетает в себе преимущества обеих оргструктур, однако, имеет меньше недостатков.
При данном типе управления, все основные связи линейны, а дополнительные – функциональны.
Дивизиональная
Как и предыдущая, подходит только для крупных компаний. Функции в организации распределяются не по зонам ответственности подчиненных, а по видам продукта, либо по региональной принадлежности дивизиона.
В дивизионе же присутствуют свои подразделения и сам по себе дивизион напоминает линейную или линейно-функциональную организационную структуру. Например, в дивизионе может быть отдел по снабжению, по маркетингу, а также отдел производства.
Недостатком такой организационной структуры предприятия является сложность связей между отделами, а также высокие расходы на содержание управленцев.
Матричная
Применима к тем предприятиям, которые работают на рынке, где продукция должна постоянно совершенствоваться и обновляться. Для этого в компании создаются рабочие группы, которые еще называют матричными. Из этого следует, что в компании возникает и двойное подчинение, а также постоянная коллаборация работников из разных подразделений.
Преимуществом такой организационной структуры предприятия является простота внедрения новинок в производство, а также гибкость компании к внешней среде. Недостатком является двойное подчинение, из-за которого в рабочих группах часто возникают конфликты.
Выводы
Итак, организационная структура предприятия – это система управления компаний и от ее выбора зависит простота выполнения задач, гибкость компании ко внешней среде, а также нагрузка, которая ложится на плечи руководителей.
Если компания небольшая, то на этапе становления, как правило, в ней естественным образом возникает линейная организационная структура, а по мере развития предприятия его структура приобретает все более сложный вид, становясь матричной или дивизиональной.
Пояснения про дебет-кредит простыми словами помогут быстрее разобраться с этой темой.
В какие сроки должна быть написана объяснительная записка по факту выявленных нарушений.
Что такое диверсификация https://delat-delo.ru/spravochnik/terminy/diversifikatsiya.html и чем она полезна при ведении бизнеса.
Видео — типы организационных структур компании:
Все структуры одинаково хороши и эффективны, но при одном условии: руководители должны быть профессионалами своего дела и отличными управленцами. Если же этого не будет, то ни одна структура не поможет, а предприятие будет работать без прибыли.
Каждая из структур по-своему хороша и уместна. Наиболее часто встречается, конечно, линейно-функциональная, но это вовсе не значит, что она лучшая. Из-за того, что все находится под контролем вышестоящего начальника бывает так, что безынициативный и не особо умный начальник и кадры подбирает соответствующие, чтобы не мешали руководить. А от этого будет страдать производство в общем.
Чаще всего встречается линейно-функциональная, да это и понятно. Она самая эффективная, потому и распространенная. Да и контролировать своих непосредственных подчиненных на всех местах, начиная с исполнителей, проще. Другие структуры встречаются реже, хотя тоже распространены.
Соглашусь, что линейно-функциональная структура самая продуктивная и даже если какой-то руководитель не будет справляться со своими обязанностями, его непосредственный руководитель это узнает и "слабое звено" заменят.
Линейно-функциональная структура, считаю, самая продуктивная из всех, хотя если линейный руководитель не справляется со своими обязанностями, будут сбои. Тут важно, чтобы все руководители на местах были хорошими профессионалами, тогда такая структура даёт отличный результат.
Там, где я работала, в основном были функциональная или же линейно-функциональная структуры и считаю, что при таких структурах достигается хороший результат работы и незачем генеральному директору вникать в рядовые проблемы на местах, если они, конечно, не становятся угрозой. При такой структуре, конечно, сложно "перепрыгнуть через голову", если не устраивает линейный руководитель, но если все люди на местах работают профессионально и с отдачей, то проблем не возникает.
"Не надо бояться менять структуру компании. Это ж не библия, которая была написана и (…)" (с) "Цитаты с инвесткомитета" Оргструктура предприятия прежде всего - инструмент управления, дающий представление о системе управленческих взаимоотношений в рамках достижения целей предприятия. Про источник оптимальной оргструктуры - либо очень расплывчато... Сакральное что-то будто б... Между тем, если подойти к определению оргструктуры со стороны планирования - вопрос будет решаться значительно прозрачнее и легче. Другими словами - оргструктура - один из продуктов планирования достижения целей. И второе - вытекающее из первого - тип оргструктуры для разных уровней управления и\или подразделений может и должен подбираться индивидуально под цели и особенности стиля управления. И каждый раз после ревизии целей - целесообразно проводить и проверку соответствия им оргструктуры. Правда, тут же нарываемся на другие занимательные вопросы - "где взять цели?" и как организовать "планирование их достижения?"? Да, по матричной - кто управляет проектами\теми кто управляет проектами? ))) в таком исполнении эта схема просто неработоспособна. Прошу прощения. Наболело просто.
Может я ошибаюсь. Но, меня знакомый уверял, что организационная структура у всех бюджетных предприятий непременно линейная. Скоро экзамен, а проконсультироваться не у кого.
Информация, скорее всего, относится исключительно к крупным предприятиям. Но, мелкому бизнесу тоже пригодится. Есть к чему стремиться.
Судя по нашим жкх, так они каждые полгода форму правления меняют. То управляющей компанией назовутся, то жилищно-эксплуатационным участком, а суть одна и та же, уход от налогов, да сокрытие расходов от собственников жилья
Постепенно развиваясь и становясь крупнее, любая компания, независимо от своей организационной структуры, подвержена обрастанием лишними управленческими бюрократическими структурами, которые гирями висят на ней и тормозят движение вперёд.
Бывает, что деспотичный начальник замыкает на себе решение абсолютно всех вопросов. Тогда, независимо от сложившейся организационной структуры будет править единоначалие.
Хорошо, когда для открытия нового предприятия уже имеется какой-то базис (складские помещения, промышленные корпуса, оборудование и др.). Тогда можно задуматься и над вопросом какую организационную структуру выбрать. Если же ни чего этого нет и денег мизер, то голову особо ломать не придётся.
Не могу найти Положение о штабе, с его функционалом для линейно-штабной структуры управления. Существует ли типовое Положение?