Что такое маркетинг: его виды, цели, задачи и функции

Что такое маркетинг: его виды, цели, задачи и функции

Модное слово «маркетинг» встречается на каждом шагу. У него свыше 500 определений, каждое из которых верно. В этой статье мы рассмотрим что такое маркетинг и почему так важно грамотное управление маркетингом на предприятии.

 
 
 

Что такое маркетинг простыми словами

Как мы уже сказали, у слова свыше 500 определений. Маркетинг – это бизнес-процесс, который редко кто понимает до конца. В это понятие входит «нейминг», «брендинг», «сегментирование», «позиционирование». Обратимся к классикам чтобы понять суть маркетинга.

Видео — маркетинг — это просто (о маркетинге простыми словами):

«Маркетинг — это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании», а также «упорядоченный и целенаправленный процесс осознание проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности» — Филипп Котлер.

Филипп Котлер знаком каждому маркетологу. Его труды не устаревают несколько десятков лет. Котлер – основатель теории маркетинга и кому, как не ему, давать определение. Филипп Котлер говорит о целевом рынке и о сохранении у потребителя уверенности в том, что он – наивысшая ценность для компании, таким образом, согласно Котлеру, потребитель и его проблемы должны стоять у компании на первом месте.

Более простое определение дает Американская ассоциация маркетинга: «Маркетинг — это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю.»

Все правильно, умно, однако, оба определения не совсем понятны. Если говорить простыми словами, краткое определение: маркетинг – это деятельность компании по удовлетворению потребностей потребителей, с последующим получением прибыли.

Суть в том, чтобы продать товар или услугу потребителю и получить при этом прибыль.

Видео — что такое маркетинг (Игорь Манн):

Цели, задачи и функции

Главная цель маркетинга – это достичь желаемого положения компании, позиционирования продукции и порогов реализации товара, а также получить прибыль.

маркетинговые исследованияДля достижения этой цели маркетинг решает следующие задачи:

  1. Анализ рынка, клиентов, конкурентов.
  2. Анализ ценообразования.
  3. Разработка ценовой политики компании.
  4. Работа с ассортиментом продуктов или услуг, создание акций.
  5. Сервисное обслуживание.

В каждой организации свои задачи, мы лишь перечислили наиболее общие из них. Решая задачи, маркетологи руководствуются следующими принципами:

  1. Изучение особенностей, мощностей компании.
  2. Планирование, разработка методик сбыта товара.
  3. Сегментация покупателей.
  4. Обновление ассортимента.
  5. Реагировании компании на меняющийся спрос.

Большинство авторов придерживается мнения, что маркетинг выполняет 5 следующих функций:

  • Аналитическая. Исследование факторов, которые оказывают влияние на компанию, а также анализ потребностей покупателей и их удовлетворенности товарами. Анализ проводится для того чтобы поддерживать конкурентоспособность предприятия.
  • Производственная. Разработка и создание новых методов и техник для лучшей организации производства и сбыта товаров и услуг. Также эта функция включает в себя управление качеством и повышение конкурентоспособности товара.
  • Управление и контроль. Отвечает за управление рисками и информацией, а также создание системы сообщения между отделами.
  • Продажи. Построение сбытовой политики и стоимостной системы. Также функция обеспечивает товародвижение и повышение спроса на продукцию.
  • Инновации. Эта функция вступает в игру, когда компания разрабатывает новый товар или услугу.

Для достижения целей применяют такие методы, как реклама, пропаганда, консультации, наблюдение за спросом, аналитика, планирование ассортимента и проч. Широкой популярностью пользуется проведение опросов, а также PR.

Инструменты

Рассмотрим самые действенные инструменты маркетинга, применение которых возможно в любой организации.

Товарная политика

В основе этого инструмента лежит следующий принцип: нужно производить то, что имеет востребованность на рынке, а не пытаться продать то, что уже воспринимается потребителем как «обыденность». В категорию товарной политики входят такие рычаги, как:

  • продукция;
  • упаковка;
  • товарный знак;
  • обслуживание клиента.

С помощью этих рычагов можно создать идеальный инструмент, применимый исключительно к вашей компании.

Ценовая политика

В ценовую политику входят такие рычаги, как ценообразование, формирование системы лояльности клиентов, стратегия стоимости товара/услуги. Процесс установления цены зависит от множества факторов, включающих в себя издержки, затраты и риски. Грамотно расставленные рычаги помогают оптимизировать стоимость и сделать ее комфортной как для продавца, так и для покупателя.

Сбытовая политика

Включает в себя мероприятия, проводимые для поддержки продаж и гарантии высококачественного сервисного обслуживания. Сбытовая политика, чаще всего, рассматривается в очень широком смысле, однако, простыми словами – это просто процесс доставки товара/услуги от продавца к покупателю.

Коммуникация

Коммуникативная политика решает задачи, связанные с продвижением и раскруткой товара/услуги. Продвижение – это совокупные действия, предпринимаемые компанией по информированию клиентов для дальнейшего совершениями ими покупки.

Виды маркетинга

Существует множество классификаций маркетинга. Практически каждый известный маркетолог предлагал свою и какой классификацией пользоваться вам – решаете только вы. В этой статье мы рассмотрим вилы маркетинга в зависимости от характера спроса.

Конверсионный

Конверсионный маркетинг применяется тогда, когда на товар есть негативный спрос. Негативный спрос – распространенное явление на рынке. Например, многие люди негативно относятся к лекарствам, а вегетарианцы – к мясу. Цель конверсионного маркетинга заключается в том, чтобы вывести товар из негативного спроса и создать на него спрос растущий.

Стимулирующий

Порой потребитель совершенно не заинтересован в товаре или услуге. Отсутствие спроса может быть как на новый товар, так и на уже известное всем предложение. Также спрос отсутствует на товары в том случае, если по каким-то логическим соображениям он совершенно не нужен людям (например, зачем людям сани, если нет снега). Цель стимулирующего маркетинга создать или придумать потребность и заставить в нее поверить потребителей.

Развивающий

Развивающий маркетинг – это процесс предугадывания желаний потребителя. Представьте: многие курильщики хотели бы курить сигареты, которые бы не содержали вредных веществ. Развивающий маркетинг превращает потенциальный спрос в реальный.

Ремаркетинг

Ремаркетинг применяется в том случае, если на товар снижается спрос. Цель ремаркетинга – создание нового витка в жизненном цикле товара.

Демаркетинг

Иногда спрос на товар в несколько раз превышает предложение. Демаркетинг позволяет привести спрос в нормальное состояние, путем повышения цены на товар, либо снижением стимулирования продаж.

Концепции маркетинга

Выделяют пять основных концепций маркетинга в зависимости от направленности маркетинговой деятельности.

Таблица: концепции маркетинга с примерами

Наименование Описание Пример
Совершенствование производства Основано на утверждении, что потребители покупают товары, которые доступны по цене. Таким образом, компания должна бросить все силы на то, чтобы сделать товар доступным. Концепция не может быть применена в двух случаях: когда стоимость производства высока и когда спрос на товар выше предложения. Отличным примером служат попытки Генри Форда настолько усовершенствовать автомобили чтобы их цена была доступна практически всем категориям населения.
Совершенствование товара Заключается в том, что товар должен быть самого высокого качества, таким образом, компания должна находится в постоянном процессе усовершенствования предлагаемых товаров/услуг. Вовремя неусовершенствованные поезда дали эффект так называемой «маркетинговой близорукости», что привело к тому, что поезда стали вымещаться автомобилями и самолетами.
Интенсификация коммерческих усилий Состоит в том, что компания должна постоянно стимулировать сбыт. Пример: товары повседневного спроса. В таких отраслях высокая конкуренция и компаниям просто необходимо делать все, чтобы спрос именно на их товар был выше.
Традиционный маркетинг Цель – понять нужды рынка и удовлетворить их. Машины и квартиры класса «люкс». На российском рынке эта концепция встречается редко.
Социально-этический маркетинг Укрепление благополучия потребителя Отличный пример «Кока-Кола». В напитках компании есть ингредиенты, отрицательно влияющие на организм человека, однако, компания продолжает позиционировать себя, как исключительно положительную.

Итак, маркетинг – это процесс сбыта товара, включающий в себя множество этапов. Например, эффективный сбыт не возможен без действующего спроса на товар, который можно либо повышать, либо снижать. Эффективный маркетинг в компании, прежде всего, зависит от опыта маркетолога, потому что теоретические знания никогда не восполнят реальный опыт продвижения товара и бренда на рынке.

Статья про EBITDA: что это такое и как рассчитать данный показатель.

Кому, для чего и в каких случаях нужна информация о бенефициарных владельцах юридического лица.

Что такое https://delat-delo.ru/v-pomoshh-malomu-biznesu/tehnika-prodazh/holodnye-zvonki.html холодные звонки по телефону.

Видео — офигенный маркетинг (Руслан Татунашвили, университет СИНЕРГИЯ):

Советуем ознакомиться С ПОДБОРКОЙ ПОПУЛЯРНЫХ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ и ПО, которыми пользуются многие предприниматели.

 

Готовые бизнес-планы по различным направлениям деятельности можно выбрать и скачать - ЗДЕСЬ >>>

 

ОФД, ЭЦП, онлайн-кассы, бухгалтерия и другие полезные сервисы для предпринимателей - ОЗНАКОМИТЬСЯ СО ВСЕМ СПИСКОМ МОЖНО ЗДЕСЬ >>>

 
 
Поделиться:
23 комментария
Лика Владыкина 13 сентября 2019

Верно. Находите целевой рынок. На нём целевую аудиторию. Работаете с ней. И не забываете наращивать число покупателей. И станет тогда бизнес процветать.

Ксюша Тишкова 07 сентября 2019

Получается, что нужно найти сперва целевую аудиторию, а затем уж проводить с ними работу по маркетингу. А стрелять из пушки по воробьям не имеет смысла.

Старк 03 сентября 2019

Ну, купит ещё что-нибудь раз в месяц дамочка своему мужу на день рождения. Но, это скорее всего, исключение из правил.

Dmitriy Romanov 22 августа 2019

О, это верно. В магазин «рыболов» за покупкой идут только рыбаки. Профессионалы своего дела и начинающие любители.

August 12 августа 2019

К примеру, магазин «рыболов». Какие прекрасные и красочные блесны и изумрудные удочки не рекламируй в нём, к нему не побежит за покупками не целевая аудитория,как не старайся.

Ольга Бакальчук 07 августа 2019

Не забывайте, Котлер говорит ещё и о целевом рынке. Это не менее важный аспект его мышления и философско-экономической теории.

Николай 05 августа 2019

А искусство обладает силой волшебства. Райкин так говорил. Вот эта сила и заставляет покупателя приобретать ваши товары.

Светлана Чехова 03 августа 2019

А причём тут гипноз? Вы что-то путаете, друзья, объяснил же великий Филипп Котлер, что маркетинг – это искусство.

Николай 30 июля 2019

А скидки и акции всякие – разве это не гипноз? Вон как товар с полок сметают, увидев на этикетке надпись «скидка».

Manager 15 июля 2019

Что-то всё равно в маркетинге есть от гипноза, не спорьте. Приходишь порой в магазин. Музыка приятная играет – гипнотизирует. Товар красивыми упаковками привлекает – гипнотизирует.

Сабитова 09 июля 2019

Ну, гипноз – это крайности. Да и уголовная статья есть, за его незаконное применение. Поэтому маркетологам не советую им пользоваться. Чтобы дружить с законом.

Люся 30 июня 2019

Вот тут я солидарна. Помню ко мне домой пришли две девчушки, так расхваливали свой товар, ненужный мне, что всё у них купила. Как под гипнозом была на тот момент.

Аркадий 20 июня 2019

Вы хотите сказать нам тут, что маркетинг – это гипноз? Выступил, околдовал публику и продал им всякие безделушки за баснословные цены? Гипнотезёрство!

Жандар 01 июня 2019

Согласен с коллегами. Маркетолог должен быть в какой-то мере артистом. Чтобы люди открывали не только рты и широко глаза от его выступления. Но и готовы были купить всё что он не предложит.

Чернова 22 мая 2019

Да нет, неправильно Вы поняли. Котлер имел ввиду, что наука маркетинга напрямую связана с искусством. Это как раз и есть лицедейство, в хорошем смысле этого свойства.

Златоуст 14 мая 2019

Так он говорит, что маркетинг, не просто наука, как алгебра или химия. Это наука и, одновременно, искусство. Но, не то искусство, которое на сцене театра или кино, а связанное с наукой.

ALISA 05 мая 2019

Не зря Котлер говорит – это сложная экономическая наука. Чтобы заниматься маркетингом, сперва нужно получить базовые знания. Основы бизнеса выучить.

Ешор 23 апреля 2019

Да у нас многие так – нахватаются умных определений, чтобы потом словами бравировать среди знакомых. А спроси, кто такой Филипп Котлер, не ответят. Кроме Киркорова, ни одного Филиппа больше не знают.

Алёна Скуратова 27 марта 2019

Рассуждающие таким образом и прогорают. А потом плачутся, что маркетинг не работает. Запомните, маркетинг – это наука.

Uchiha 22 марта 2019

Прям уж и не поймёт? Находи побольше покупателей и «втюхивай» им нужный и ненужный товар. Вот и весь маркетинг.

Таня Гладких 17 марта 2019

Знать-то он знает, только правильное определение маркетинга человек без специального образования, не поймёт.

Илья Сергеев 10 марта 2019

Нельзя разве было своими словами ответить преподавателю? Хотя, раньше тоже заучивали «Закон Божий» наизусть и проблем не возникало. А слово маркетинг любой ребёнок у нас знает.

Ермакова 05 марта 2019

Заставили в институте учить определение Филиппа Котлера о «Маркетинге» наизусть. Я бы не сказала, что мне легко это далось

Добавить комментарий